Суббота, 18.05.2024, 11:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Поиск
Меню сайта
Вход на сайт
Мобильная версия сайта
Перейти на мобильную версию сайта
Псков:
Псков: достопримечательности
Псков:
Карты Пскова
Карта Пскова
Псков:
Карты Псковской области
Карта Псковской области
Обновленные статьи
  • Великий пост, меню в Великий пост, как правильно поститься
    прочитали 89603 раз
  • Рецепты блюд на Пасху. Меню на Пасху. Пасхальные яйца
    прочитали 20550 раз
  • Автобус Санкт-Петербург-Псков
    прочитали 85523 раз
  • Базы отдыха, центры отдыха в Псковской области
    прочитали 20379 раз
  • Действующие монастыри Пскова и Псковской области
    прочитали 15593 раз
  • Женщины - военнослужащие
    прочитали 10746 раз
  • Псковско-Чудское озеро
    прочитали 8251 раз
  • Базы отдыха, санатории Псковской области
    прочитали 16332 раз
  • Мосты Пскова
    прочитали 12940 раз
  • Женщины в 76-ой десантно-штурмовой дивизии ВДВ город Псков
    прочитали 8148 раз
  • Главная » Статьи » ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ » Псковская область

    Действующие монастыри Пскова и Псковской области


    Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь

    Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1485 году преп. Саввой Крыпецким среди непроходимых болот, в 22 км от Пскова. Местоположение монастыря в древних грамотах определяет как: «в Псковской земле, в Псковском уезде, в Бельской засаде, в Торошинской губе». В 1487 году права вновь основанного монастыря были официально подтверждены на Псковском вече «по совету с посадниками, боярами и всем псковским народом». 

    Монастырь был основан в трудную для Пскова эпоху – время правления в Москве Ивана III, кровопролитной победы над Новгородом, решительного объединения Руси. Окончательное присоединение Пскова состоялось при сыне Ивана III – Василии III в 1510 году. Псков давно брал себе князей из-под руки великого князя московского. С 80-х годов XV века в Пскове княжил Ярослав Васильевич Стрига-Оболенский. Он принял самое активное участие в жизни Крыпецкого монастыря. Стараниями князя Ярослава был устроен мост к монастырю «через мхи и болота на протяжении трех-четырех верст». Ярославовым мостом был замощен самый трудный участок дороги к монастырю от стоявших в лесу Святых ворот. В 1505 году в Крыпецком монастыре принял монашеский постриг преп. Нил Столобенский, основатель Ниловой Столобенской пустыни на одном из островов озера Селигер. 

    По свидетельству Е.Н.Морозкиной в 1557 году в монастыре была построена каменная соборная церковь (по другим сведениям церковь была построена в 1547 году). В 1581 году, когда Стефан Баторий осаждал Псков, один из вражеских отрядов, грабивших в окрестностях города, решили поживиться за счет Крыпецкого монастыря. В лесу поймали крестьянина, долго его мучили и пытали, выведывая – кто находится в монастыре. Крестьянин, оказавшийся псковским Иваном Сусаниным, сказал, что в монастыре нет никого, что монахи из него ушли. Однако врагов встретил там русский отряд, от которого они в страхе разбежались. Помогли спасению обители и молитвы преподобного основателя Саввы. 

    Экономическое положение монастыря было достаточно стабильным, благодаря щедрым вкладам жертвователей. 

    До нашего времени сохранилось описание монастыря 1586-87 годов (впервые опубликовано в работе Вл.В.Седова «Псковская архитектура XVI века» Москва, 1996 год, стр. 131-132): «… монастырь Ивана Богослова камена Крыпецкой, а в монастыре церковь Ивана Богослова камена, паперть каменна же, а на церкве крест древян… а на кресте голубчик позолочен… Да у Иванна Богослова предел Саввы Сербъскаго… Церковь Успения Пречистыя Богородицы каменная трапеза… Да вверху над церковью Успения Пречистые Богородицы придел Ивана Списателя Лествицы… Да промеж церкви и трапезы переход на столбах, а подле перехода клепальница деревянная, а в ней клепало железное… Да под Савою Серпским гробница Савы Чюдотворца, а на ней плащаница… Ворота Святые каменные, а на них три верхи… а напереди писаные святые. Да подле церкви Иванна Богослова колокольница деревяная». 

    В XVII веке при царе Алексие Михайловиче в Крыпецком монастыре принял иноческий постриг с именем Антония Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин – крупный государственный сановник, начальник Посольского приказа. 

    В конце XVII века монастырь пришел в запустение, строительные работы в монастыре прекратились. Известно, что в начале XVIII века Крыпецкий монастырь был восстановлен после долгого запустения. В 1744 году за монастырем числилось 366 душ крестьян. 

    По духовным штатам 1764 года Крыпецкий монастырь во имя святого Иоанна Богослова был оставлен за штатом, а настоятелями монастыря оставлены строители. 

    В 1805 Крыпецкий монастырь был положен в 3-й класс. 

    В начале XIX века в монастыре любил бывать митрополит Евгений Болховитинов, составивший описанние Ионно-Богословского Крыпецкого монастыря. Для митрополита Евгения трапезная монастырская палата была превращена в настоятельские покои. 

    В начале XX века Крыпецкий монастырь был одним из самых крупных и богатых монастырей Псковской земли. В нем состояло 40 монашествующих, 21 послушник. Монастырские земельные угодия состовляли 3602 десятины земли. 

    Монастырь был закрыт в 1918 году, а собор – в 1923 году. 

    Наибольшему ограблению обитель была подвергнута в 1922 году. Только с 5 апреля по 30 июня 1922 года из монастыря вывезли 5 пудов 30 фунтов 24 золотника ценностей. Древние монастырские святыни навсегда покинули стены обители, многие из них пропали бесследно. 

    Тяжелые испытания, выпавшие на долю обители после 1917 года не закончились одним лишь ограблением древней святыни. В 1955-56 годах в храме св. Саввы Сербского сделали скотный двор и конюшню. 

    В мае 1958 года над могилой блаженного монаха Корнилия был поставлен деревянный храм с иконостасом, куполом и крестом. 

    В сентябре 1958 года Председатель Торошинского сельского совета И.Денисов вместе с комсомольцами разобрали и сожгли деревянный храм (расплата за святотатство пришла быстро – Денисов вскоре умер от рака, трое комсомольцев, помогавших Денисову, трагически погибли в том же 1958 году). 

    На рубеже 50-60 годов, когда к монастырю регулярно стали приходить паломники, местные власти решили взорвать его. Немалую роль в спасении монастыря сыграла Е.Н.Морозкина. 

    В 1991 году монастырь был передан Русской православной церкви. На территории Крыпецкого монастыря были проведены реставрационные работы. 

    Однако, не все работы, проведенные в монастыре в последние годы оцениваются однозначно. Многие сожалеют о том, что нет привычной планировки заброшенной кладбища (на месте кладбища устроен рукотворный насыпной холм), нет березовой аллеи, раскидистых лип около храма, остатков стен, башенок и галереи между собором и колокольней (они, к сожалению, уничтожены в последние годы). 

    Ансамбль Крыпецкого монастыря находится под охраной государства как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года). 

    Литература: Евгений (Болховитинов), митроп. Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкаго и Рождество-Богородицкаго Снетогорского. Дерпт, 1821; Константинов О. «Поставлю шлагбаум и не пущу в Крыпецы никого…» // Новости Пскова, 15 сентября 1998; Морозкина Е. Древний Псков уходит от нас…: Крыпецы // Новости Пскова, 9 декабря 1998; Морозкина Е.Н. Архитектурный ансамбль Крыпецкого монастыря // Архитектурное наследство № 15, Москва, 1963 год; Морозкина Е.Н. Псковская земля. М., 1986; Роман Гуцу, свящ. Жизнеописание блаженного монаха Корнилия. Псков, 1999; Седов Вл.В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996.
    Andrey Ponomarev, 1997-2002 Информация об авторах
     

    Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский женский монастырь

    Находится в черте современного Пскова на Снятной горе. По древним грамотам монастырь упоминался как расположенный «в Бельской засаде». Топоним "Снятная гора" произошел от «снеток» – мелкой промысловой рыбы, которая косяками заходила в излучину реки Великой у обрывистых берегов этой известняковой горы. Снятная гора возвышается на 14 метров над рекой, обнажая известняковую породу. 

    Ныне доподлинно неизвестно, кто и когда основал монастырь. В псковской летописи сообщается, что 4 марта 1299 года на Псков напали ливонские рыцари, разорили и сожгли Снетогорский монастырь. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил врагов, отогнал из от города и повелел поставить в обители новый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы вместо сожженного. Строительство храма было завершено в 1310-11 годах при игумене Иове. В 1313 году он был расписан фресками и стал главной святыней монастыря. Образцом для нового собора был псковский Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. 

    Снетогорский монастырь считался в числе четырех великих Псковских монастырей. В 1404 году в Снетогорском монастыре принял постриг князь Григорий Евстафьевич, сын знаменитого героя, Изборского князя Евстафия. В 1419 году во время жестокого мора, здесь постригся больной Псковский князь Федор Александрович Ростовский. Впоследствии, выздоровев, он уехал в Москву. С ХV века монастырь стал местом традиционного пострижения и упокоения Псковских князей. Самой знатной гостьей монастыря была София Фоминична Палеолог, остановившаяся в монастыре 13 октября 1473 года на пути из Царьграда в Москву. 

    В 1519 году в Снетогорском монастыре была построена церковь Св. Никола Чудотворца «камена с трапезой, теплая на погребах». 

    В первой половине 16 века при участии Мисюря Мунехина близ собора Рождества Богородицы была сооружена новая церковь Вознесения «под колоколы». На большом колоколе этой церкви были отлиты дата – 1526 год, а также имена заказчиков – Мунехина и мастеров-литейщиков. 

    В период затяжной Ливонской войны, во время нашествия на Псков войск Стефана Батория в 1581 году монастырь опустел. 

    Смутное время принесло обители новое разорение. В 1611 году в монастыре расположился враждебный казачий отряд, откуда он совершал вылазки «на осад» Пскова. В 1611-13 годах казаков сменили отряды польского воеводы Лисовского, грабившие окрестности Пскова. Ими был убит Снетогорский игумен. В 1615 году на Снятной горе расположился лагерь шведского короля Густава Адольфа. 

    С середины 17 века мирная жизнь в Пскове способствовала развитию торговли, росту богатств, в частности и Снетогорского монастыря. 

    В 17 веке возобновились строительные работы в монастыре – расширен западный притвор собора Рождества Богородицы, построены Святые ворота. 

    По данным митр. Евгения (Болховитинова) до духовных штатов за монастырем числилось около 2000 душ крестьян (скорее всего речь идет о ревизии 1744 года). 

    Секуляризация монастырских и церковных владений в 1760-х годах привела к упадку доходов монастыря, сокращению его братии. По Духовным штатам 1764 года монастырь был определен в 3 класс. 

    После этого монастырь начал постепенно приходить в запустение, уменьшилось число братии и связь между городом и монастырем. В начале XIX века в обители из-за малого числа братии не используются и приходят в запустение Никольская церковь, трапезная, братские кельи, хозяйственные постройки. Жизнь за стенами некогда самой крупной из «Больших обителей» Пскова угасает. К 1804 году в монастыре остается 9 монахов преклонного возраста. Снетогоргорский 3-го класса мужской монастырь был упразднен в 1804 году. 

    30 декабря 1804 года было получено разрешение устроить в бывшем Снетогорском монастыре загородный архиерейский дом. На перестройку Снетогорского монастыря под архиерейский дом было отпущено 15.185 руб. 68 коп. 

    В 1805 году псковским губернским архитектором Козьмой Ждановым был разработан проект перепланировки и благоустройства территории. Ждановым был разработан проект каменного архиерейского дома, все работы велись под его надзором. 

    В 1816 году псковским архиепископом был назначен Евгения Болховитинов. Он поселился в архиерейском доме и начал обследование псковских библиотек, гражданских и духовных архивов. Болховитинов был известен в широких кругах русской интеллигенции своими трудами по истории России. В Пскове Болховитинов изучал историю монастырей, используя полученные документы. Он изучил списки Псковских летописей. Результатом неутомимой работы стали издания «Летопись города Изборска», «История княжества Псковского», работы по истории Псково-Печерского, Святогорского, Снетогорского, Крыпецкого монастырей. Евгений Болховитинов жил в Пскове до 1822 года – до переезда в Киев. При нем в архиерейском доме были проведены очередные реставрационные работы. 

    В 1919 году бывший Снетогорский монастырь был включен в охранные списки памятников архитектуры Пскова, но еще в 1920 году он еще находился в ведении архиерейского дома. В 1921-23 годах был сломан купол, кровли и оконные рамы собора Рождества Богородицы. В конце 1920-х гг. с колокольни Вознесенской церкви были сброшены колокола, при этом была разрушена часть кровли и разбит древний большой колокол 1526 года. С начала 1930-х гг. на территории бывшего монастыря располагался дом отдыха. По предложению администрации дома отдыха колокольня была разобрана до нижних ярусов, вопреки мнению знатоков древнерусской архитектуры П.Д.Сухова и К.К.Романова, настаивавших на сохранении древнего памятника (стоимость ремонта оценивалась в 2-3 тысячи рублей, разборка обошлась в 10 тысяч рублей). 

    Во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками на территории бывшего монастыря было устроено убежище гестапо. 

    В конце 1940-х – 1950-х гг. на территории монастыря располагались учреждения здравоохранения. В этот период были утрачены многие монастырские здания (прежде всего хозяйственные). В начале 1960-х годов по проекту архитектора В.П.Семенова были восстановлена Святые ворота с кельей, возведена временная кровля над руинами Вознесенской церкви. 

    В 1993 году Рождества Богородицы Снетогорский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 

    В настоящее время ансамбль Снетогорского монастыря составляют: собор Рождества Богородицы (1310-1311 годы), трапезная церковь Святителя Николая Чудотворца (1519 год), Архиерейский дом (1805 год), руины колокольни с церковью Вознесения Господня (первая половина XVI века), Святые ворота и ограда монастыря (XVII- середина XIX века). Периметр монастырской ограды – 420 метров. Главные монастырские постройки принадлежат к псковской архитектурной школе времени ее расцвета. Справа от дороги, ведущей к монастырю, сохранилась часовня (XVII век). 

    Собор Рождества Богородицы – главная святыня монастыря. Он был заложен святым благоверным князем Довмонтом-Тимофеем по обету вместо разрушенного меченосцами собора. Во все времена собор Рождества Богородицы был сердцем обители. Фресковая роспись собора была выполнена псковскими мастерами в 1313 году. 

    Ансамбль Снетогорского монастыря находится на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года). 

    Литература: Голубева И.Б. Архитектурный ансамбль Снетогорского монастыря // Псков через века. Памятники Пскова сегодня. СПб, 1994; Евгений (Болховитинов), митр. Описание монастырей Иоанно-Богословскаго Крыпецкаго и Рождество-Богородицы Снетагорскаго. Дерпт, 1821; Морозкина Е.Н. Новое в зодчестве Пскова XVI века // Исследования по истории архитектуры и градостроительства». М., 1964; Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.
    Свято-Введенский женский монастырь

    "ПРИГОРОД Владимирец построен псковичами на рубежах своих владений для защиты от нападений своих соседей – братьев новгородцев", - сказано в одном из исторических источников. Володчина гора, на которой возвели крепость, находилась в начале прошлого века на территории Сонинской волости (ныне Шиковской) в 50 верстах от Острова. В длину она составляла 54 сажени, в ширину - 29, по форме напоминала четырехугольник. При этом подошва горы продолговатая, поверхность площади ровная, обрытая вокруг валом. 

    Внешние укрепления насыпного вала, - информирует источник, - сохранились до сих пор. На востоке, в углу, находится насыпной курган. В прежние времена в нем был оборудован тайник со сводами из плит. С южной стороны имелся колодец, ныне засыпанный землей. С западной располагался спуск с крыльцами. Плиты из тайника, ступеней, употреблены на постройку колокольни церкви святого Николая. 

    В настоящее время городище стоит на открытом месте, но существует предание, что в древности его с трех сторон окружал болотистый лес. Псковский летописец повествует: "псковитяне заложили в 6970 (1462) году другой новый городок на Володчиной горе и нарекли Володимирец, и в нем поставили церковь святого Николая, которую тогда же и освятили". 

    По версии новгородского епископа Иоакима, писавшего историю ранее Нестора, славянский князь Вандал имел трех сыновей - Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по граду, нарек их именами. Изборск во имя Избора, Владимир во имя Владимира (Владимирец). Из летописи следует, что в 1462 году пригород возвели в очередной раз, видимо, до того его разорили враги. Их было немало. В 1560 году для защиты Владимирца и других псковских пригородов в западную область Руси прибыл конный отряд во главе с князем Василием Борбошиным. В это время сюда вторглось "малое немецкое войско" во главе с воеводой Ламошка. Немцы под Владимирцем были разбиты, руководитель отряда пленен и отправлен в Москву, где его казнили. 

    Сегодня считают, что пригород наречен в честь крестителя Руси, князя Владимира, который провел здесь детство и отрочество. Выходит, что он служил форпостом на юго-востоке псковской земли еще в Х веке. С крепостью связано множество преданий. По одному из них, когда в 1580 году на родную землю нагрянуло войско Стефана Батория, жители пригорода собрались в церкви, "силы небесные раскрыли землю и церковь ушла под нее". Некоторые люди позже даже слышали пасхальное пение, доносившееся из недр земли. 

    Достоверно известно, что церковь существовала, как и сам пригород, разоренный завоевателями. Храм, существующий до сих пор, сооружен в 1797 году (другой источник указывал 1780 год) на соседнем холме. Каменная церковь святого Николая Чудотворца имеет два придела: во имя Рождества Богородицы и святителя Дмитрия Ростовского чудотворца. В конце XVI века Владимирец превратился в обычный погост, который выгорел в 1875 году, не пострадала лишь церковь. 

    В XX веке стихии иного рода пронеслись над Владимирцем. В 1931 году сняли и разбили все семь колоколов. Во время оккупации в Великую Отечественную войну завоеватели превратили храм в конюшню, а убегая, прихватили с собой огромный иконостас. 

    В наши дни ближайший населенный пункт от древнего городища находится в пяти километрах. Все шло к тому, что судьбу крепости в конце XX века разделит и церковь. Но в 1990 году на базе сохранившихся построек отец Нифонт основал Свято-Введенский женский монастырь. Он приложил немало сил, чтобы вдохнуть жизнь в запущенное, ветшающее хозяйство. На территории Владимирца появились новые здания, в которых разместились кельи, трапезная... Строительство не затихает и сейчас. В помощниках у настоятеля монастыря ныне послушник Владимир. О культовом учреждении проявляют заботу муниципальные власти, командование воинской части. Именно ее инженерное подразделение перекинуло мост через речку, связав монастырь с "большой землей". 

    Сейчас в монастыре живут 12 женщин, некоторые до ухода в монастырь жили в Белоруссии, на Северном Кавказе... Порвав с мирской жизнью, они поселились в краю лесов и болот, где служат Богу в труде и молитвах. Труд - основа их бытия. На подворье в монастыре 8 коров, 12 овец, лошадь. Монахини трудятся в огороде, выращивая разнообразные овощи. Часть произведенной продукции: мясо, творог, сыр, сметану, - они реализуют. 

    Этим летом устоявшийся, размеренный быт монастыря взорвала детвора. С благословения архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия в Свято-Введенском организовали православный лагерь. Во Владимирец приехали 26 детей и 4 преподавателя во главе с Аллой Костиной. Дети есть дети, они, конечно, озорничали. В первые 2-3 дня педагоги немало выслушали по этому поводу от матушек - именно столько времени ушло на адаптацию в новых для ребят условиях. Они жили по четко отлаженному монастырскому распорядку, за одним исключением: если монахини вставали в половине пятого, детям позволялось просыпаться на несколько часов позже. Многое для детей оказалось в новинку. В православном лагере, в отличие от оздоровительных, где в основном дети развлекаются, в основу был положен труд. Мальчишки таскали кирпичи, помогая брату Владимиру на стройке. Девочки помогали монахиням в огороде. Дуняша Красова через день пасла скот. В некоторые дни разрешалось проводить занятия по рукоделию. 

    Постепенно дети привыкли к строгим правилам монастырского быта. Когда закончилась смена, с сожалением покидали свои кельи. Монотонность повседневного быта забылась, запомнилось другое: поездка с отцом Нифонтом к святому источнику (где приняли ледяную купель), к тому месту, где прежде стояла часовня Иоанна Крестителя. Очаровали детвору рассказы о чудесах: в полдень и в 16 часов над соседним озерцом из облаков образуется крест, а макушка ели, растущей около храма, также напоминает крест, расположенный параллельно церковному. 

    В воспоминаниях преподавателей остался не только нелегкий быт, но и удивительная церковь, где сохранилось большое количество икон, написанных в одно время, в одном стиле. Обычно в храмах всего по 2 - 3 иконы одной эпохи. Настоятель монастыря, тепло принявший детей, мечтает соорудить еще одну церковь, там, где она исконно стояла. Старинный храм имел подземный ход, одна его ветка выводила к воде (реке), вторая - на сушу (вдалеке от церкви). В Свято-Введенском предполагают, что ход сохранился, а поэтому не спешат реализовать задуманное. На монастырском подворье и без того хватает дел. Еще предстоит приложить немало сил для обустройства Владимирца, ведь со дня его второго рождения прошло всего двенадцать лет... 
    В настоящее время ансамбль монастыря состоит из Никольской церкви (1798 год), ворот с привратной часовней, причтового дома. Архитектурный ансамбль находится под охраной как памятник местного значения. 
    Литература: Федоров А. Владимирец // Новости Пскова. 2002, 17 декабря.
    Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

    На рубеже XIV-XV веков в глубоком овраге у небольшого ручья Каменец поселился первый инок – преподобный Марк. Он пришел из Киева и поселился в привычной для него пещерной обстановке – в глубине холма. В последней трети XV века на пещерной горе поселился пресвитер Иоанн, прибывший в Псковскую землю из Юрьева Ливонского (ныне – г. Тарту), спасаясь от преследования католических рыцырей-немцев. Иоанн ископал в горе первую церковь. Его жена перед смертью приняла иноческий постриг с именем Васса. Гроб Вассы был поставлен в «Богом зданной пещере». Сам Иоанн принял монашество с именем Ионы. 15 августа 1473 года по благословению Новгородского архиепископа св. Феофила пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Эту дату принято считать моментом основания Псково-Печерского монастыря. 

    В 1520 году при игумене Дорофее и его советнике – старце Филарете, обитель вновь – после долгих лет бедствия расцвела. В это время была расширена Успенская церковь, в ней был устроен придел преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, был построен деревянный храм во имя Св. Сорока Севастийских мучеников, тогда же было начато сооружение монастырской звонницы. Всеми этими работами в монастыре руководил представитель великого князя во Пскове «государев дьяк» Мисюрь Мунехин. 

    Важные изменения в Печерской обители произошли при Корнилии, ставшем в 1529 году игуменом монастыря. В игуменство Корнилия были возведены мощные крепостные стены (длина около 700 метров) и башни, Благовещенский храм, церковь святителя Николая, Большая монастырская звонница. Игумен Корнилий был редактором Псковской III летописи. При игумене Корнилии монастырь приобрел роль культурного центра Псковской земли: здесь была собрана богатейшая библиотека, благодаря чему до нашего времени сохранился один из замечательных памятников древнерусской литературы «Слово о погибели земли Русской». Из библиотеки Псково-Печерского монастыря происходят и «Печерские сборники», донесшие до нас выдающийся исторический и литературный памятник – переписку князя Андрея Курбского с царем Иваном Грозным. При игумене Корнилии началась постоянная миссионерская деятельность монастыря в приграничных районах южной Эстонии. 

    Иван IV заподозрил монахов монастыря в измене. Это привело к мученической кончине игумена Корнилия и старца Вассиана. По древнему монастырскому преданию царь, прибыв 20 февраля 1570 года в обитель, сам отсек мечом голову игумену Корнилию, а затем, раскаявшись, на своих руках отнес тело преподобномученика к Успенскому храму по дороге, названной с тех пор «кровавым путём». Тело Корнилия было положено в стене Богом зданной пещеры, а в 1690 году было перенесено в соборную Успенскую церковь и поставлено в новом гробе у стены. В 1872 году 17 декабря были переложены вместе с прежним гробом во вновь устроенную медно-посеребреную раку. 

    Монастырские летописи сообщают, что в 1584 году в монастыре было 100 монахов и около 300 послушников. 

    Крепость Псково-Печерского монастыря сыграла значительную роль в обороне Псковских рубежей во время нашествия Стефана Батория. 

    После осады войсками Батория монастырь неоднократно подвергался нападениям. В 1592 году шведы ворвались неожиданно в Псково-Печерский монастырь, разграбили все монастырское имущество, побили братию, разорили и сожгли церкви и кельи. 

    В память о чудесном спасении Пскова и Печерского монастыря в 1581 году, позднее, в начале 17 века был установлен крестный ход в Седьмую неделю по Пасхе из Псково-Печерского монастыря в Псков с образом Успения Богородицы в житии (впервые крестный ход прошел в 1602 году). 

    В 1611 году на монастырь попеременно нападали шведы, литовцы. 

    Однако постоянная опасность нашествий завоевателей, пограничное положение монастыря, не мешали расцвету духовной жизни обители. Бывший в 1621-27 годах настоятелем Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоасаф в 1630 году был избран Патриархом Московским и всея Руси. 

    В 1701 году по велению Петра I Псково-Печерский монастырь был обнесен земляным валом, за валом был устроен глубокий ров. На важнейших пунктах были устроены 5 земляных бастионов. Монастырские стены выдержали напор шведов 13 февраля 1703 года. 

    Особое почитание монастыря способствовало его стабильному экономическому положению. Начало крупному землевладению монастыря было положено Иваном Грозным, пожаловавшему монастырю 5 деревень. Владения значительно расширились во время Ливонской войны. Согласно писцовым книгам 1585-87 годов за Печерским монастырем числились: 189 деревень; 180 пустошей; 7 деревень и 2 пустоши в совместном владении; 5 пустых деревень; 1 сельцо; 8 починков; 2 мельницы в Пскове; 4 лавки, 2 клетей, 1 житница в Пскове; 9 Исадов рыбной ловли; 4 Исада рыбной ловли в совместном пользовании; нивы и пожни в Изборске. 

    По описи 1721 года монастырю принадлежали: более 320 деревень, 7 мельниц, 14 лугов и пустошей, при монастыре было 5 садов яблонных и вишневых, рыбные ловли в 16 местах, 2 скотных двора, монастырская пашня. При сельце Логозовичи было 54 десятины пахотной земли. В Печорской слободе было 27 лавок; в Пскове 10 торговых лавок и 20 дворовых мест. К Печерскому монастырю были приписаны монастыри: Алексеевский в Пскове (приписан до 1689 года), Савва-Пустынский близ Пскова (1631 год), Никольский на реке Зарезнице (1584 год), Никольский Изборский (1584 год), Петропавловский Верхнеостровский на Псковском озере (1584 год). Так же к монастырю были приписаны церкви: Сорока мучеников Севастийских на посаде в Печорах, церковь св. Димитрия в Моложанском погосте, церковь св. Николая в Тайловском погосте, церковь св. Георгия Верхоустинская. 

    Псково-Печерский монастырь имел подворья: в Пскове на Усохе, устроенное игуменом Корнилием (сохранилась церковь иконы Божией Матери «Одигитрии»); в селе Лозоговичи, где была построена деревянная церковь Сретения Богоматери и устроен приезжий монастырский двор. 

    Неотъемлемой частью хозяйственной жизни монастыря была благотворительность. В трудные годы монастырь помогал не только нищим, но и всем жителям Печорского посада. При монастыре состояло 5 богаделен. По статистике 1762 года в них содержалось 35 старцев. 

    По духовным штатам 1764 года Псково-Печерский монастырь был положен во 2-ой класс. К концу XVIII века за монастырем было 4 огорода (8 десятин) близ монастыря, 24 десятины сенокосной земли, полученной по размежеванию 1784 года, 17 десятин земли при селе Логозовичи, мельница на реке Бехе, 8 мест рыбной ловли. Кроме этого действовали два монастырских подворья: во Пскове на Усохе и в селе Логозовичи в 12 верстах от Пскова. 

    Именным указом Государя Императора Александра I от 15 января 1813 года монастырь был возведен в 1-й класс. Монастырю положено жалования 1131 руб. 61 коп. серебром в год. 

    В начале XX века в Псково-Печерском монастыре было 24 монаха, 13 послушников, монастырю принадлежало 243 десятины земли. 

    2 февраля 1920 года по мирному договору Печоры и Изборск отошли к Эстонии. 

    В 1919-22 годах Псково-Печерскую обитель значительно оградили в имущественных правах на недвижимость, особенно в отношении земельных владений. 

    Несмотря на тяжелое положение монастыря в буржуазной Эстонии, в этот период были проведены значительные реставрационные работы. Они были связаны с именем Леонида Зурова – секретаря известного писателя Ивана Бунина, автора книги «Отчина» (об истории Пскова и Псково-Печерского монастыря). 

    6 августа 1940 года Эстонская республика вошла в состав СССР. 

    Закрыть обитель большевики не успели – началась Великая Отечественная война. Однако первая попытка национализации монастырского имущества состоялась. Осенью 1940 года была произведена национализация монастырской ризницы и библиотеки. Библиотека была вывезена в Тартусский Университет. Комиссия городского совета провела ревизию монастырских сокровищ, описала их, ключи у монахов были отобраны, а ризница опечатана. 

    В 1944 году, отступая, захватчики разорили монастырскую ризницу и большую ее часть (более 500 предметов древнерусского искусства) вывезли через Ригу в Германию. В результате военных действий были разрушены или сильно пострадали многие монастырские здания. Имеются свидетельства, что в годы войны наместник монастыря игумен Павел (Горшков; 1867-1945) и братия тайно помогали местным партизанам. Монастырь помогал продуктами советским военнопленным. 

    После освобождения Печор от захватчиков отец Павел Горшков был арестован и через несколько месяцев умер в заключении. Вместе с ним были арестованы и получили разные сроки заключения многие из тех, кто был спасен игуменом Павлом. 

    В послевоенные годы труды по возрождению обители легли на плечи ее настоятеля, архимандрита Пимена (Извекова) – будущего Патриарха (наместник монастыря: 1949-1953; Патриарх: 1971-1990) , а после него – архимандрита Алипия (Воронова; 1914-1975). Под руководством архимандрита Алипия были восстановлены крепостные стены обители, произведен ремонт храмов и хозяйственных построек монастыря. По его инициативе была найдена и в 1973 году возвращена в монастырь богатейшая ризница. 

    В монастыре существует большое подсобное хозяйство – мастерские, кузница, скотный двор, фруктовый сад, пчелиная пасека, 20 га земли занято под огороды, более 50 га занимают пастбища и покосы. Регулярно выходит «Псково-Печерский листок», с 1997 года начало выходить новое издание для детей «Колокольчик». Для духовного воспитания паствы монастырем издаются книги святоотеческого наследия. Старец Иоанн (Крестьянкин) составил сборник «Настольная книги для монашествующих и мирян», напечатаны его работы «Опыт построения исповеди», «Проповеди». В настоящее время число монахов и послушников монастыря достигает 100 человек. 

    В поселке Майский г. Печоры построен 2-этажный храм в честь Рождества Христова: верхний храм освящен в честь Рождества Христова, нижний – в честь Святейшего Патриарха Тихона. В обители действуют воскресная школа, детский хор. Иноки обители духовно окормляют близлежащие военные части. 

    В настоящее время ансамбль Псково-Печерского монастыря составляют: Успенский собор (1473-1759) с Покровской церковью (1759); Благовещенская и Сретенская церкви (около 1540 года); Никольский храм (1564 год); церковь преподобного Корнилия в Никольской башне (освящена в 1986 год); Лазаревский (больничный) храм (XVIII век); собор Архангела Михаила (1821-1827 годы); храм Собора Псково-Печерских святых на Святой горке (1990-е г.г.); пещерный храм Воскресения Христова (кон. XIX-нач.XX вв); Большая звонница (сер. XVI в.); монастырские пещеры (XV-XX вв); дом настоятеля (1883 г.); братский корпус (1820 г.); святой колодец (1880-е г.); ризница (XVIII в.); крепостные стены и башни (Никольская, Нижних решеток, Благовещенская, Изборская, Тарарыгина, Верхних решеток, Тайловская, Острожная, Петровская; на месте Брусовой башни был построен собор Архангела Михаила) (сер. XVI-кон.XVII вв). В монастырских пещерах находятся гробницы преподобных Марка, Ионы и Вассы. В стенах пещер над захоронениями установлены керамиды. Здесь похоронены представители славных родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских. В пещерах похоронены предки поэтов А.С.Пушкина, А.Н.Плещеева, композитора М.П.Мусоргского. Ансамбль памятников Псково-Печерского монастыря находится под охраной государства как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года). Литература: Летопись Псково-Печерского монастыря (сост. Ю.Г.Малков). М., 1993; Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893; У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века (сост. Ю.Г.Малков и П.Ю.Малков). М., 1999; Зуров Л. Отчина. Рига, 1929; Морозкина Е.Н. Псковская земля. М., 1986; Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря // Архитектурное наследство №6, М., 1956.


    Категория: Псковская область | Добавил: Псковичка (08.04.2016)
    Просмотров: 15593 | Комментарии: 4 | Теги: Псковская область путешествия, монастыри Псковской области | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Хостинг от uCoz 2024
    Яндекс.Метрика